Фото: pixabay
Местная администрация в Санкт-Петербурге попробовала отобрать квартиру у покупателя, который зарегистрировал право собственности на жилье после смерти ее продавцаК покупателю был подан иск об истребовании квартиры, поскольку городские власти посчитали, что сделка незаконна, так как переход права собственности на нее не состоялся. Как посчитали представители городских властей, квартира должна быть признана выморочным имуществом и передана городу, так как наследников у продавца квартиры не имеется.
В нижестоящих судах иск городских властей был удовлетворен, а договор купли-продажи квартиры признан ничтожным. В судах посчитали, что подавать заявление о регистрации сделки по доверенности от гражданина, который уже умер, недопустимо. Доверенность стала недействительна по факту смерти доверителя, и поэтому сделка не состоялась, а недвижимое имущество передано городу.
Но с таким подходом не согласились в Верховном суде. Как указано в решении ВС РФ, согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи к покупателю подлежит государственной регистрации. При этом отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора, заключенного между этим покупателем и продавцом. Это следует из п. 60 Постановления Пленума ВС РФ №10.
Как следует из материалов дела, продавец собственноручно и добровольно подписал договор, все расчеты по нему были произведены, квартира передана покупателю — таким образом, между продавцом и покупателем было достигнуто соглашение по всем ключевым условиям купли-продажи жилья. Доказательств того, что продавец не хотел продавать квартиру, местные власти не предоставили в суд. В итоге ВС РФ пришел к выводу, что формальные нарушения при регистрации не являются основанием для признания сделки недействительной. Квартира была сохранена за покупателем. Ознакомиться с решением ВС РФ можно на сайте суда.