Иркутск и другие города были полностью затянуты дымом, лесные пожары вплотную подходили к деревням и селам. Регион оказался на грани катастрофы и занял первое место в СФО по числу пожаров. Заксобрание области потребовало ввести режим ЧС во всем регионе – дым полыхал на 17 тысячах гектарах леса, огнетушителей для добровольцев не хватало, было эвакуировано население нескольких сел. Если бы власти оперативно ввели режим ЧС, то на тушение направили бы МЧС и федеральную помощь, и столько гектаров леса не пострадало бы. Однако в областном правительстве заявили, что ситуация под контролем, и в объявлении ЧС они не видят необходимости.
Федеральные СМИ молчали о трагедии, и паникующие жители региона в соцсетях массово запросили помощи у россиян: «Горят наши леса, наша тайга. Нельзя просто сидеть и смотреть. В ночь на 9 мая Иркутск оказался полностью затянут дымом. Огонь подошел вплотную к городам Иркутску, Ангарску и Усолью. Огромные площади пожаров – в Иркутском, Ангарском и Усольском районах. Горят поселок Большое Голоустное и деревня Столбова. Власти бездействуют. Вводить режим ЧС никто не торопится. МЧС ссылается на отсутствие техники». Общественные активисты говорят о полном коллапсе региональных властей и просят помощи у Москвы. Все майские праздники добровольцы и пожарные области провели в тушении пожаров.
14 мая министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда объявил, что пока еще не ликвидированы четыре очага возгораний, но ситуация стабилизируется по сравнению с предыдущими выходными. При этом каждый день в регионе регистрируются все новые и новые возгорания. ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» предупредило, что в ближайшие дни будет сохраняться чрезвычайная пожароопасность лесов (5 класс).