Фото: ПравозащитникИнфо
Внесение задатка при покупке квартиры — привычная для тех, кто занимается недвижимостью, часть сделки. Это позволяет обезопасить стороны от срыва контракта. В каком случае деньги могут не вернуться покупателю изданию «ПравозащитникИнфо» рассказал юрист Роман КрюковПо словам эксперта, всё зависит от того, по чьей инициативе расторгается договор.
«Если это воля продавца, то ему придется вернуть потенциальному покупателю двойной размер внесенного задатка, поэтому такое происходит крайне редко», — пояснил собеседник издания.
Юрист отметил: задаток, согласно Гражданскому кодексу, идет в счет оплаты покупки. В обмен на внесенные средства продавец обязуется забронировать объект для покупателя до момента фактического совершения сделки.
«Важно, чтобы в договоре было прописано слово «задаток», не «авансовый платеж», который не обязует соблюдать условия договора, или какие-то другие понятия, а также, чтобы этот договор был заключен в письменном виде», — подчеркнул правозащитник.
Что касается возврата средств, то, как отметил собеседник издания, его можно получить только при согласии сторон.
«Если покупатель передумал, то средства остаются у продавца недвижимости. Это как раз то, о чем я говорил выше, задаток служит гарантом выполнения условий договора», — сказал Роман Крюков.
Единственным исключением служат форс-мажорные обстоятельства.
«Это крайне редкий случай, нужно понимать, что по причине землетрясений или наводнений в Москве сделки не срываются. Может быть и такое, что причиной желания расторгнуть договор стали какие-либо противозаконные действия второй стороны. Тогда можно затребовать средства через суд. Если вина будет доказана, средства вернуть в первоначальном объеме», — пояснил эксперт.
Когда речь идет об ипотеке, а именно об отказе со стороны банка, то задаток также возвращается покупателю, поскольку его вины в полученном отказе нет.
«Конечно, можно через суд попробовать признать платеж не задатком, а авансом, но успех гарантировать нельзя — будет зависеть от конкретного договора», — подытожил правозащитник.