Фото: ПравозащитникИнфо
В отношении замдиректора казенного учреждения в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело по ст.285 УК РФ за злоупотребление должностными полномочиями. Ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Предварительное следствие длилось более 2 лет, после чего суд вынес оправдательный приговор в связи с отсутствием состава преступления. За оправданным было признано право на реабилитациюПосле вступления оправдательного приговора в силу, истец направил жалобу в суд и заявил, что «незаконное уголовное преследование, избрание меры пресечения, длительное расследование и рассмотрение дела судом причинили ему моральные и нравственные страдания, имела место депрессия, возникли проблемы в личной жизни, испытывал чувства разочарования, страха за свою жизнь и здоровье, супруги и дочери, беспокойство за свое будущее и будущее близких». В этой связи он потребовал компенсировать из бюджета причиненный ему моральный вред в размере 700 тыс. рублей, а также 30 тыс. рублей за услуги представителя.
Суд рассмотрел иск и посчитал доказанным, что истец длительное время подвергался незаконному преследованию в связи с обвинением в совершении преступления средней тяжести. Согласно позициям Верховного суда РФ, высказанных на Пленуме, моральный вред, причиненный оправданному, может проявляться в эмоциональных страданиях из-за нарушений со стороны следствия его прав и свобод человека и гражданина, в испытываемом унижении его достоинства как добросовестного и законопослушного гражданина, ином дискомфортном состоянии, связанном с ограничением прав истца на свободу передвижения, выбор места пребывания, изменением привычного образа жизни. Истец рисковал потерей работы и затруднениями в трудоустройстве по причине отказов в приеме на работу из-за уголовного дела. Суд при оценке тяжести последствий оценивает также тяжесть инкриминируемого истцу преступления, избранную меру пресечения, ухудшение состояния здоровья, нарушение поддерживаемых близких семейных отношений с родственниками и другими членами семьи, лишение возможности оказания необходимой им заботы и помощи, степень испытанных нравственных страданий.
С учетом всех этих обстоятельств суд посчитал заявленный моральный вред завышенным и присудил пострадавшему от незаконных обвинений 100 тыс. рублей компенсации из бюджета.