17 января 2023 20:09:19
1623
Автор: Екатерина Скосаренко
Как отличить находку от кражи: определение Конституционного Суда

Фото: freepik

16 января 2023 года КС РФ опубликовал постановление, в котором рассказал ключевые отличия находки от кражи. Рассмотрение было в связи с жалобами граждан, которых обвинили в краже чужих мобильных телефонов. Между тем, они заявили, что лишь нашли чужие мобильные телефоны и не предприняли никаких действий к возврату имущества владельцам. Граждан признали в российском суде виновными в краже, так как в суде посчитали, что такое присвоение находки вещи было связано с признаком нечестности в умысле. Нашедший телефон человек должен был понимать, по мнению судей, что у мобильного имеется его законный владелец и вернуть его

В одном случае пассажирка увидела, что на кресле другой гражданкой был остановлен телефон. Она взяла его, присвоила, далее, по мнению судей, намеренно не отвечала на вызовы хозяйки устройства, после чего выбросила SIM-карту и сбросила все настройки телефона. В другом случае водитель такси увидел, что пассажир забыл телефон в кресле, но также не предпринял «попытки к его возврату и сокрыл его, а в последующем заменил сим-карту и начал пользоваться телефоном по своему усмотрению». Судьи посчитали, что характер действий виновных подтверждает факт завладения телефоном с корыстной целью и умысел на совершение кражи. Обоим присудили крупный уголовный штраф, а виновную пассажирку – приговорили еще и к лишению свободы на полгода (условно) за такую невозвращенную находку. Осужденные требовали признать неконституционными нормы российского законодательства, позволяющие приравнивать находки, которые не вернули, к кражам.

Что на это ответил Конституционный суд РФ?

По мнению судей КС РФ, само по себе обнаружение потерянной вещи не является неправомерным. При этом, наказываются уголовным законом не действия по обнаружению, а последующий умысел на обращение находки в свою пользу или в пользу иных лиц. Как заявил КС РФ, «если лицо, обнаружившее найденную вещь, наряду с невыполнением (воздержанием от) действий, предусмотренных статьей 227 ГК РФ, совершает сокрытие найденной вещи (в тайнике, в своих вещах, в одежде, путем передачи другому лицу в целях сокрытия и т.д.) либо сокрытие (уничтожение) признаков, позволяющих индивидуализировать это имущество или подтвердить его принадлежность законному владельцу (вытаскивает сим-карту из телефона, снимает чехол и т.д.), то такое активное поведение может свидетельствовать о возникшем умысле на хищение этого имущества и о наличии корыстной цели». В этот момент правомерная находка перерастает в уголовную кражу с соответствующими санкциями.

КС РФ считает указанные действия также общественно опасными, поскольку они влекут неосновательное обогащение за счет чужой вещи, и могут быть приравнены по последствиям к краже. КС РФ указал, что данный подход закона отвечает принципам справедливости, равенства и правовой определенности и не противоречит Конституции РФ. Тем не менее, судебные решения по жалобам заявителей должны быть пересмотрены с учетом данной аргументации КС РФ, а именно, исследованы оценены на предмет правомерности последующие действия граждан по сокрытию и обращению чужого имущества в свою пользу.

Законодатель вправе конкретизировать составы преступлений, предметом посягательств которых выступают потерянные вещи, а также установить ответственность за невыполнение требований 227 ГК РФ по возврату находки.

Ознакомиться с текстом Постановления КС РФ можно на сайте Суда.

Новости
Журналистские расследования