7 апреля 2019 года на видеохостинге YouTube появилось обращение льготников Орловской области к главе региона Андрею Клычкову. Ветераны войны, пенсионеры и другие граждане, имеющие право на проезд в общественном транспорте по Единому социальному проездному билету (ЕСПБ), возмущены тем, что с 1 февраля в области введен лимит на пользование ЕСПБ: он ограничивается 60-ю поездками в месяц. Да и стоимость его теперь выросла с 350 до 450 рублей.
При проверке информация полностью подтвердилась: 28 декабря 2018 года вышло постановление правительства Орловской области № 559 «О внесении изменений в постановление правительства Орловской области от 18 октября 2010 года № 365 «О едином социальном проездном билете в Орловской области»». Это постановление с 1 февраля 2019 года увеличивает стоимость ЕСПБ до 450 рублей, а, главное, устанавливает тот самый пресловутый лимит в 60 поездок.
Сложно понять, из каких предпосылок исходили чиновники регионального правительства, устанавливая именно такой лимит поездок. Раз в день по маршруту туда и обратно? А если в месяце не 30, а 31 день? Вдобавок, возмущенные льготники утверждают: маршруты общественного транспорта в Орле разработаны так, что зачастую доехать в нужное место без пересадок весьма затруднительно. Также не будем забывать о том, что пенсионеры нередко выполняют в своих домах общественные функции: их выбирают председателями и членами советов МКД. Соответственно, им приходится много ездить по делам своего дома: посещать органы власти, Госжилинспекцию, офис управляющей организации. И как прикажете уложить все это в 60 поездок?
А был ли мальчик?
Чтобы прояснить позицию авторов постановления, мы направили редакционный запрос в правительство Орловской области. Полученный ответ, признаться, нас немало озадачил…
В качестве правовой основы для установления лимита поездок называется приказ Росстата от 22 сентября 2017 года № 621 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей и деятельностью в сфере транспорта». Согласно этому приказу, при продаже гражданам ЕСПБ количество поездок по нему в месяц устанавливается на основании итогов проведенных натурных исследований или же просто принимается равным пятидесяти.
Далее сообщается, что, согласно проведенным натурным исследованиям, льготники в 2018 году не совершали более 55 поездок по ЕСПБ в месяц, следовательно, установка лимита в 60 поездок не противоречит действующим правовым актам.
Между тем, депутат Городского совета Орла Евгений Косогов сказал, что лично он не видел результатов натурных исследований и, насколько ему известно, в Горсовете этот вопрос не обсуждался.
Интересно, а был ли мальчик? То есть, проводились ли исследования вообще?
Денег нет, но вы держитесь!
Далее в ответе правительства Орловской области идет подробное экономическое обоснование принятого решения. Так, говорится, что стоимость ЕСПБ в регионе не менялась с 6 мая 2015 года, а, между тем, за это время значительно подорожали ГСМ и запчасти. Вдобавок, закон теперь обязывает устанавливать на транспортные средства тахографы и системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, да и зарплата водителей подросла. Из всего этого делается вывод:
«…при отсутствии фиксированного количества поездок и установленной ранее стоимости ЕСПБ возникла реальная угроза отказа перевозчиков в проезде льготной категории граждан, в том числе по причине недостаточного количества средств в бюджете региона».
Далее говорится, что финансирование проезда льготников осуществляется исключительно за счет средств регионального бюджета – федеральные деньги на эти цели не поступают с 2010 года.
Наконец, в правительстве субъекта РФ утверждают, что проект скандального постановления № 559 направлялся в прокуратуру Орловской области и в Управление министерства юстиции РФ по Орловской области, однако замечаний и предложений по нему от указанных инстанций не поступало.
Перепутали полномочия?
Мы, разумеется, ни в коей мере не подвергаем сомнению компетентность сотрудников вышеупомянутых ведомств, однако вынуждены отметить, что независимый юрист, кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко придерживается иного мнения по рассматриваемому вопросу.
«К сожалению, льготы пенсионерам и многим другим незащищенным категориям граждан уже давно перенесены на региональный уровень», – говорит Екатерина Евгеньевна. – Но это не означает, что власти субъектов могут творить, что хотят, и оставлять без господдержки граждан, которым по закону положены льготы. В Орловской области немотивированное повышение стоимости ЕСПБ и введение лимита на количество поездок вызвало вполне оправданные протесты у граждан. Однако ответ, поступивший из правительства Орловской области на запрос издания «ПравозащитникИнфо», является, скорее, уходом от ответа, чем законодательным обоснованием введенных мер».
Екатерина Скосаренко рассказала, что согласно упомянутому в ответе письму Росстата, в документе, действительно, имеется абзац о том, что число поездок по льготным проездным может быть ограничено органами местного самоуправления на основе натурных обследований. Но при этом орловские чиновники почему-то забыли разъяснить, с каких пор правительство Орловской области превратилось в органы местного самоуправления, которым и предоставлено Росстатом право определять число поездок. Федеральный акт Росстата правительству региона такого права не предоставлял, оно есть только у муниципалитетов. Следовательно, нарушены пределы компетенции при вынесении Постановления № 559. Кроме того, хотелось бы, чтобы правительство Орловской области документально подтвердило результаты натурных исследований, на которые оно ссылается: хорошо бы оценить, насколько исследования соответствовали действующему законодательству.
Проблемы бюджета льготников не касаются!
Также Екатерина Скосаренко считает, что льготников никоим образом не касаются проблемы повышения стоимости бутана, пропана и затраты транспортных предприятий на установку системы ГЛОНАСС. Но при этом данных категорий граждан напрямую касается МРОТ, установленный в регионе, а он составляет минимально возможные 11280 рублей. Получается, на общественный транспорт льготникам придется выложить 1/25 дохода. Многим, скорее всего, установленного лимита в 60 поездок не хватит, и поэтому придется покупать обычный проездной. Людей, и так живущих по минимуму – чуть более чем на 300 рублей в день – фактически принуждают отказаться от поездок в общественном транспорте, руководствуясь якобы присутствующей угрозой отказа перевозчиков.
«Если угроза настолько реальна, как утверждают орловские чиновники, то пусть подтвердят ее оправданность, представят письма из транспортных организаций, их требования», – говорит Екатерина Скосаренко. – «С какого резона чиновники Орловской области поставили проблемы социально незащищенных граждан ниже, чем заботы перевозчиков? Прямая обязанность государственных и муниципальных властей обеспечивать социальную защиту граждан – об этом говорит ст. 7 Конституции РФ. Кроме того, если информация из правительства области соответствуют действительности, и на самом деле, согласно натурным исследованиям, каждый льготник и так в среднем ездит не более 55 раз в месяц, то о каких протестах перевозчиков может вообще идти речь?».
Кстати, в соседней Курской области, где установлен аналогичный МРОТ в 11280 рублей, стоимость льготного проездного составляет 300 рублей без ограничения числа поездок. Вот интересно: почему в расположенном рядом регионе со схожим уровнем жизни и экономическим состоянием отсутствуют столь глобальные транспортные проблемы? Или проблемы все-таки есть, но правительство нашло способ решить их, не ущемляя льготников?
Пусть разберется Генпрокуратура
Екатерина Скосаренко объяснила, что нашумевший в свое время закон о монетизации льгот (ФЗ № 122 от 2004 года) говорит об итоговом повышении социального уровня жизни граждан, оставшихся без льгот в их натуральном выражении. Однако в случае с орловскими льготниками получается, что их права, наоборот, нарушаются. Речь идет о праве на свободу передвижения, а также на достойное соцобеспечение, предусмотренное нашей Конституцией.
«Гражданам, чье имущественное положение напрямую пострадало от постановления правительства Орловской области № 559, следует обратиться с требованием проверки законности действий губернатора в прокуратуру области, а также в суд Орловской области с иском о признании недействительным вышеуказанного постановления. Также стоит направить жалобу Уполномоченному по правам человека Орловской области, и в обязательном порядке – что представляется наиболее эффективным – напрямую в администрацию президента. База для обращения: нарушены пределы компетенции власти субъекта РФ, нарушен ФЗ №122 и фундаментальные положения Конституции», – сказала в заключение Екатерина Скосаренко.
Ну, а мы, в свою очередь, просим считать данную публикацию официальным обращением в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Если в Орловской области, действительно, имеются столь серьезные финансовые проблемы, надо бы разобраться в их причине. И уж точно не следует решать их за счет людей, которым государство гарантирует защиту и помощь.