Если отец сменил свой пол: ЕСПЧ разберется в правах российских трангендеров 2 сентября 2019 года в Европейский суд в Страсбурге обратилась гражданка РФ, которая когда-то была представителем мужского пола и числилась отцом двоих детей

Заявительница в 2015 году сменила пол и стала женщиной, что допустимо по российским законам. Однако мать запретила заявительнице общаться с их общими детьми, поскольку это нанесет вред психологическому развитию несовершеннолетних. Российский суд поддержал мать и ограничил заявительницу в родительских правах. В интервью изданию «Коммерсант» опрошенный психиатр сообщил, что такое решение вряд ли может быть чем-то «научно аргументировано». 

ФИО заявительницы хранится в секрете, но известно, что она родилась в 1972 году «генетически и фенотипически» мужского пола. В 2008 году был зарегистрирован брак с россиянкой, после чего в семье родилось двое детей (2009 и 2012 года рождения). В 2015 брак распался, родители расстались, а заявительница сменила пол с мужского на женский. Мать детей попросила суд запретить новоявленной россиянке, а в прошлом отцу детей, общаться с несовершеннолетними, поскольку, по ее мнению, это может «нанести непоправимый вред психическому здоровью и нравственности» и повлечь издевательства в школе.

В суде была назначена экспертиза, которую провели в институте Сербского. Сотрудники института поддержали опасения матери о негативном влиянии на психику детей информации о смене пола родителя и общение заявительницы с ними. При этом были проигнорированы предоставленные ответчицей данные зарубежных исследований, в которых утверждается, что информация о смене пола не наносит вред психике детей.

Суд, основываясь на экспертизе института Сербского, ограничил ответчицу в родительских правах, подчеркнув в решении, что не ставит под сомнение ее родительские чувства, но не считает при сложившихся обстоятельствах целесообразным ее общение с детьми. При этом, по мнению судьи, «по мере взросления детей и изменения уровня их психического развития» подход может быть пересмотрен.

Мосгорсуд и Верховный суд РФ отклонили жалобу россиянки, после чего она была вынуждена обратиться в ЕСПЧ. Вообще, такое дело впервые рассматривается в Европейском суде, и оно может стать важным прецедентом для зарубежных стран по вопросу реализации родительских прав граждан-трансгендеров.

Отметим, что многие эксперты и правозащитники поставили под сомнение решение властей об ограничении родительских прав по причине гендерной идентичности, поскольку дискриминация запрещена как международными актами, так и Конституцией РФ. По мнению специалистов, судебным решением был нарушен также Семейный кодекс, согласно которому ограничение родительских прав может быть принято в строго оговоренных законом случаях. Ст.73 СК РФ говорит, что «ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка».

Однако в суде так и не было подтверждено, что общение заявительницы с ними фактически опасно для детей. Речь шла лишь о возможных прогнозах и домыслах экспертов института Сербского о том, что хуже: когда отца вообще нет, или когда к детям приходит трансгендер, чтобы продолжать семейно-родственные отношения независимо от факта реализации права на идентификацию по признаку пола. Теперь словоза Европейским судом в Страсбурге.

Новости
Журналистские расследования